Городское методическое объединение

Городское методическое объединение воспитателей

ГМО старших воспитателей по теме:
«Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»

«Региональный компонент в системе работы педагога ДОУ»

Условия реализации регионального компонента предусматривают ознакомление дошкольников с родным краем через естественное вхождение в целостный образовательный процесс, который выстраивается на основе определения доминирующих целей базовой программы, решаемых на фоне краеведческого материала. Установление связи поколений и познание ближайшего окружения обязательно связывается с культурными традициями прошлого.

  • Реализация регионального содержания образования осуществляется в четырех направлениях:
  • природно-климатические особенности родного края;
  • национально-культурные и исторические особенности края;
  • ценностно-смысловая взаимосвязь поколений;
  • символика края.

Природно-климатические особенности родного края.

В этом блоке дети знакомятся с природно-экологическим своеобразием края, где рассматривается флора и фауна региона, экологические проблемы и природные богатства, дошкольники получают сведения о географических и климатических особенностях своей местности, где подробно рассматривается степная зона с распространенными и редкими растениями, лекарственными травами, животным миром. Воспитывается умение эстетически воспринимать красоту окружающего мира, относиться к природе поэтически, эмоционально, бережно. Формируется желание больше узнать о родной природе, стать ее защитником. Приоритетными формами в реализации данного направления являются: беседы, акции, изготовление гербария, труд в природе, наблюдения, эксперименты и опыты, связанные с объектами природы, целевые прогулки и экскурсии с родителями.

Национально-культурные и исторические особенности края.

Это направление предусматривает получение детьми краеведческих сведений о родном городе (Ставропольском крае, городе Пятигорске, знакомство с историей возникновения и развития города, с особенностями быта и семейного уклада предков). В мини-музее, опираясь на наглядность, собранных экспонатов проводятся беседы с детьми о работах народных мастеров, дошкольники знакомятся с предметами быта их назначением, названием, рассматривают русскую национальную одежду, обувь.

В старших дошкольных группах дети получают представления о том, кто такие предки, что означают их фамилии, в семьях изготавливаются альбомы генеалогической направленности.

Большое значение имеет взаимодействие с социумом (Дворец пионеров и школьников, детская библиотека, краеведческий музей , пост № 1, где на основе экспонатов, выставок ведется ознакомительная работа с родным краем).

У детей формируются представления о том, что в родном крае проживают люди разных национальностей, с самобытными, равноправными культурами, закладываются основы гражданско-патриотических чувств: любовь, гордость и уважение к своему региону, народу, его культуре. Реализация данного направления в работе с детьми осуществляется в форме наблюдений, бесед, видеопросмотров, посещения музеев, рассматривания макетов, оформления стендов, выставок, организации конкурсов.

Ценностно-смысловая взаимосвязь поколений.

Этот блок рассматривается в трех проекциях.

Защитники Отечества: Дети получают сведения о современных солдатах, проходящих срочную службу в Российской армии, о почетной обязанности молодых парней служить Отечеству, защищать Родину. Используются слайды и фотографии о солдатах-земляках героически воевавших в Афганистане и Чечне.

Ветераны города: Реализация работы в данном направлении осуществляется в форме экскурсий старших дошкольников в музей боевой славы. Дети знакомятся с материалами экспозиций «Боевой славы» горожан в разные временные отрезки эпох. Имеют возможность рассмотреть некоторые виды боевого оружия и предметы обмундирования солдат времен Великой Отечественной войны, боевые награды стенды с портретами героев войны и труда, с которыми дети знакомятся в детском саду.

Знаменитые люди края: Дошкольники получают краткие сведения о людях края известных в настоящее время. Традиционно перед празднованием 9 мая дети вносят посильный вклад, возлагают букеты с цветами к подножию монументов, готовят подарки и концертные номера и поздравляют ветеранов.

Символика края.

Реализация регионального компонента в данном направлении предусматривает знакомство дошкольников с гербом, флагом, гимном Пятигорска и Ставропольского края. Дети получают сведения о цветах герба и флага, о значении изображаемых на них символов. Воспитываются нравственно-патриотические чувства: гордость за свою малую родину, желание сделать ее лучше, формируется осознание личной причастности к жизни края.

Сущность краеведческой работы наиболее ясно, образно и доходчиво сформулировал русский педагог В. А. Сухомлинский «Самое главное в нашем деле - чтобы в юном сердце жила святыня. Чтобы отечество, его счастье и могущество, его величие и слава - чтобы все это стало безмерно дорого, незыблемо и непоколебимо, как образ матери и родного отца, как вечное сияние звезд, как прекрасный мир, открывающийся перед глазами человека. Патриотические убеждения, патриотические порывы юной души - вот в чем высокая цель воспитания».

Заседания городского методического объединения воспитателей