Уважаемые родители!!!
Переходите в телеграм-канал и пользуйтесь интересными материалами для занятий с детьми дома.
В нашем телеграм-канале Вас ждут увлекательные задания, сказки, стихи, рассказы и мастер-классы.

Муниципальный отборочный этап профессионального конкурса
«Воспитатель года России-2016»


Участник муниципального отборочного этапа конкурса 2016 года

Спицына Наталья Зайпуллаевна

  • Возраст: 40 лет
  • Общий педагогический стаж: 21 год
  • Стаж в должности воспитателя: 4 года
  • Образование: Карачаево-Черкесский педагогический университет
  • Специальность: «Учитель начальных классов»
  • Присвоена квалификация: в 2014 году получила соответствие занимаемой должности.
«Где бы я ни работала, рядом со мной дети: младше или старше.
Профессию не выбирала, знала со второго класса - я без детей никуда. Дети - это радость, сказка, тяжкий труд и понимание».

Из опыта работы воспитателя


Направление работы группы - «Правовое воспитание дошкольников» по всем образовательным областям

Почти 4 года назад я пришла в свой родной детский сад и задержалась надолго, ведь умение работать с детьми мне даровано свыше. Мой педагогический стажи доброжелательные отношения с детьми и родителями тому подтверждение. В детском саду я открыла в себе много талантов, о которых не догадывалась; с каждым днем, точнее часом, я расту в роли воспитателя. Проработав в детском саду, я вновь убедилась - сделала правильный выбор в жизни - стать другом для детей. Моя работа - это второй дом.

Нормативно-правовой и документальной основой Программы правового воспитания являются:

  • • Всеобщая декларация прав человека;
  • • Конвенция о правах ребенка;
  • • Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей;
  • • Конституция РФ;
  • • Семейный кодекс РФ;
  • • Гражданский кодекс РФ;
  • • Закон РФ “Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации”
  • Закон РФ «Об образовании».

Правовое воспитание детей дошкольного возраста

  • Не травите детство спором.
  • Не судите разговором.
  • Не давите злом и страхом,
  • Не бросайте слов с размаху.
  • Душу детскую щадите,
  • Пуще глаза берегите.
  • За шалость не корите,
  • Ни родитель и ни взрослый,
  • Развивая детский разум,
  • Не влезайте в дебри сразу,
  • Детства дни не торопите,
  • Детству солнце подарите.

Положение детей в России в начале 21 века вызывает большую тревогу. Растут беспризорность, наркомания, насилие, дети рождаются с патологией, очень много детей с неадекватным поведением. Увеличилось количество детей, оставшихся без родительского присмотра. Права детей сегодня - это «модная» тема. Сегодняшние дети - это будущее страны. Каким станет будущее детей и государства зависит от многих причин. Несомненно, одно: благополучие граждан России возможно только в цивилизованном правовом государстве. Сейчас в нашем обществе значительно возрастает роль правового образования граждан, обусловленная – среди многих причин – общественные отношения, поведение людей. Они определяют, что «можно», а что «нельзя», каким образом надо поступать в той или иной ситуации. Потенциал ребенка в области его интеллектуального и морального развития выше, чем принято считать. В дошкольном возрасте можно существенно активизировать познавательные интересы ребенка, способствовать воспитанию его уверенности в себе, воли, доброжелательного отношения к людям, ощущение себя Человеком Земли и Гражданином собственной страны.

Значение правового воспитания

Формирование человека начинается с раннего детства, и дети усваивают ценности того общества, в котором живут. Именно в детстве закладываются основы не только знаний, но и норм поведения, убеждений, потребностей личности. Но, к сожалению, взрослые забыли о том, что дети порой бывают очень жестокие. И на сегодняшний день от того, что дети стали пользоваться своими правами, страдают, прежде всего – дети. Поэтому, немалую роль в этом призвано сыграть правовому образованию всех участников педагогического процесса. В правовых нормах четко формулируются правила (разрешение, требование, запрет, условия их применения, указываются на правомерный способ действия). Вследствие этого человек, усвоивший правовые нормы, действует более четко, уверенно, результативно. Ребенок, приученный в дошкольные годы искать и находить взаимоприемлемые решения в согласии с другими, в своей взрослой жизни не будет прибегать к ущемлению прав и свобод других людей.

Правовому воспитанию дошкольников стали уделять большое внимание, так как дошкольное детство - наиболее благоприятный период для становления личности ребенка. Для формирования у детей элементарных представлений о своих правах и свободах, развития уважения и терпимости к другим людям и их права, важно не только давать знания, но и создавать условия их практического применения. То есть эту работу нельзя сводить к простому заучиванию статей документа и отдельных прав человека. В детях нужно воспитывать уверенность в себе, самоуважение и уважение к другим. Полнота самоощущения и толерантность – вот основа правового воспитания дошкольников.

В своей работе с детьми я решила использовать тему «Дети имеют право...» Для начала, я ознакомилась с основными международными документами, которые касались прав ребенка:

  • Декларация прав ребенка (1959)
  • Конвенция ООН о правах ребенка(1989)
  • Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990) .

Следующим этапом моей работы, был подбор и изучение соответствующей литературы к данной теме. А также я приняла участие во Всероссийской викторине по правам ребенка и получила диплом (3 место).

Формирование правового сознания у детей, предлагаю начать по двум направлениям:

  • Работа с родителями:
  • Цель: формирование правовой культуры; формирование гуманного отношения к ребенку; обеспечение ими защиты прав ребенка.
  • Работа с детьми:
  • Цель: воспитание нравственных норм поведения; формирование у ребенка положительного самоощущения и отношения к окружающим людям; развитие коммуникативной компетентности ребенка и формирование у него социальных навыков; формирование правового знания.

По данному направлению работы поставила перед собой следующие задачи:

  • • Формировать у детей представление о правах человека (на основе литературных произведений);
  • • Развитие представлений о здоровом образе жизни;
  • • Создавать условия для развития у детей положительного самоощущения;
  • • Развивать социальные навыки, коммуникативную компетентность ребенка;
  • • Воспитать уважение и терпимость, независимо от происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия; в том числе внешнего облика и физических недостатков;
  • • Способствовать формированию чувства собственного достоинства; осознание своих прав и свобод; чувства ответственности за другого человека, за начатое дело, за данное слово;
  • • Воспитывать уважение к достоинству и личным правам другого человека;
  • • Разъяснить общественные нормы и правила поведения;
  • • Познакомить детей соответствующей их возрасту форме с основными документами по защите прав человека.

Организуя работу с детьми, я опиралась на ведущие для дошкольников виды деятельности: игровую, познавательную и художественно-продуктивную.

Проводила с детьми:

  • • ролевые, театрализованные и дидактические игры;
  • • издавала информационные листовки «Права детей»;
  • • игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы, коммуникативных навыков и умений;
  • • на занятиях закрепляла знания о профессиях родителей, о значении имени, навыки толерантного поведения
  • • Закрепляла право на здоровье, знакомила детей с витаминами;
  • • Проводила спортивный праздник и участвовала в различных развлечениях, способствующих сближению детей и взрослых; закрепляли основные права детей.

Организовывала:

  • • Проблемно-поисковую деятельность детей (работа в группе по решению ситуаций и задач), разработка совместных с воспитателем проектов и т. п., закрепляя право на безопасность
  • • Продуктивные виды деятельности (изготовление таблиц-родословных, плакатов и т. п., презентации по данной тематике).
  • • В качестве наглядных примеров, иллюстрирующих то или иное право, понятие, использовала сказки, стихи, пословицы, поговорки и т. п.
  • • Проводила сюжетно-ролевые игры по теме «Мы выбираем»: «Выборы в странах кукол», «Кто здесь главный капитан», «Выбираем дежурных».

Начиная работу с семьей по изучению Конвенции о правах ребенка, я провела предварительное анкетирование среди родителей с целью, выявления информированности о данном правовом документе. Родители являются гарантом соблюдения Конвенции, поэтому я наметила следующую задачу: разъяснение Конвенции о правах ребенка, как правового документа социально – нравственного и педагогического значения. Предложив родителям ответить на вопрос: «Через какие формы работы Вам хотелось бы получить информацию о Конвенции», я выяснила, что родители, прежде всего, хотели бы получить теоретические знания. Затем родителей заинтересовали такие формы работы, где бы они непосредственно были активными участниками вместе со своими детьми. Поэтому в план моей работы включены такие мероприятия, как диспуты, беседы – тренинги, совместное проведение праздников, оформление выставок и т. д.

Самым первым этапом моей работы – было оформление уголка для родителей: «Правам ребенка посвящается», где я поместила теоретический материал о Конвенции по правам ребенка. Затем я решила выявить уровень педагогической культуры родителей. Для этого был проведен ряд заполнения анкет, тестов «Какой вы родитель?», «Хорошие ли вы родители?», «Знаете ли вы о правах детей?»

По мере освоения Конвенции, они принимали непосредственное участие в ее обсуждении. Так, например, при проведении встречи – беседы на тему: «Знаем ли мы права и обязанности детей», я поставила перед собой цель: «Познакомить родителей с основными направлениями Конвенции о правах ребенка. Направить внимание родителей на доверительные взаимоотношения с детьми».

При обсуждении ряда статей Конвенции, родителям были заданы следующие вопросы:

  • Что такое Конвенция прав ребенка? Что вы о ней знаете?
  • Как вы понимаете права человека? Ребенка?
  • Нужно ли родителям и детям знать Конвенцию? Зачем?
  • Какие права ребенка устанавливает Конвенция? Зачем?

При обсуждении всех вопросов многие правильно оценивали свою роль и значение в воспитании ребенка, не перекладывая его на детский сад и государство. Кроме того, я использовала в своей работе папки – передвижки, письменные консультации, листовки- памятки на такие темы: «Ребенок и его права», «Влияние на родительских установок на развитие детей», «Искусство быть родителем», «Семь правил для всех», «Родительская любовь» и т. д. Фантазию, выдумку, артистические способности проявили родители при проведении совместных праздников: «Моя дружная семья», «Праздник моего города», «День матери», «Папы- Защитники Отечества», «День восьмое марта», «Осенний праздник».

Подводя итоги работы с родителями, я отметила, что наиболее эффективными формами оказались совместные мероприятия, где родители и дети были активными участниками, и где ребенок выступал как полноправная, полноценная личность. Взаимоотношения между детьми и родителями постепенно переходили от авторитарного стиля к демократическому, т. е. к личностно - ориентированному взаимодействию взрослого и ребенка.

Прежде чем, приступить к конкретной деятельности с детьми, передо мной встал ряд проблем:

  • Какие именно статьи, какие права могут и должны быть реализованы в моей работе с детьми;
  • Как понятнее и доступнее донести до детей содержание этих статей, смысл каждого права;
  • Через какие формы работы с детьми целесообразнее проводить данную работу.

После изучения материалов Конвенции, я условно разделила статьи данного документа на несколько блоков:

  • • Право на охрану и укрепление здоровья
  • • Право на сохранение своей индивидуальности
  • • Право ребенка участвовать в играх, развлечениях
  • • Право на образование.

Для начала я составила перспективный план работы, затем проект «Изучаем свои права». Занятие проводила один раз в месяц. Предварительная работа и работа по закреплению материала включены в повседневную совместную и самостоятельную деятельность детей, что позволяет избежать их излишней заорганизованности. Работу провожу с небольшими подгруппами, это способствует и стимулирует не только познавательное общение и взаимодействие, но и взаимообучение и взаимопроверку. Обучение основам правового сознания я планирую через интегрированную систему в разных видах деятельности, по принципу постепенного движения от собственного «Я» к окружающему миру. Знакомство и обучение основам правового сознания, я провожу в виде игры, и обязательно с присутствием сказочного героя. Основной принцип в работе дать детям возможность познавать себя и окружающий мир на их собственном опыте в конкретных делах поступках.
Чтобы сформировать у ребенка целостное представление о себе, необходимо научить его «прислушиваться» к собственным ощущениям, эмоциям, рассказывать о своих чувствах и переживаниях. Для этого мы проводили такие игры, как «Зеркало», «Чем мы похожи и отличаемся, друг от друга», «Мои сказочные сны», «Волшебные человечки»… В этих играх детям предоставляется возможность не только анализировать свои чувства и желания, но и возможность заглянуть на себя со стороны, расширить представления о себе, осознать собственную ценность и ценность других людей.

В беседах, конкурсах, в чтениях художественной литературы, заучивании стихотворений, пословиц, поговорок, а также совместной и самостоятельной деятельности детей, я стараюсь дать новые знания, вызывать оценочное отношение к окружающему миру. Большую часть времени посвящаю практике: решению проблемных задач, поиску решений от своего имени или от имени сказочного героя: если бы я поймал золотую рыбку…; если бы я был волшебником…; выбери правильный тон…; дидактические игры: «Чьи права нарушены? », «Выбери правильный тон разговора и ответ», «Найди ошибку и исправь», «Назови пословицы к данному праву», «Назови право к данной картинке».

Чтобы дети более тонко ощущали изменения окружающего мира, я использую прием визуализации. Мы разыгрываем небольшие инсценировки, в которых дети представляют себя в роли крошечных насекомых, животных либо маленькой любимой игрушки, попавшей в беду, в большом окружающем мире. Ощущая беспомощность маленького друга, дети не только раскрывают все черты своего нравственного воспитания, но и искренне делятся своими впечатлениями, которые они почувствовали на себе. Знакомя детей с правом на имя, проводили такие игры, как, «Угадай имя по знаку Зодиака», «Расскажи, что означает твое имя?», «Подбери цветок к своему имени», «Игрушку выбирай, чья она нам отвечай», а также провела открытое мероприятие. Для родителей в течение года на день рождения ребенка вручала стихотворение-поздравление на имя ребенка, а также памятку об имени.
Чтобы подвести детей к знакомству с правом на гражданство, я начала знакомить детей с историей нашего города, его символикой, проводила «экскурсию» по достопримечательностям родного города с помощью презентации, оформляли с родителями стенд о городе. Провела открытое занятие на тему «Путешествие по городу». Затем ознакомила их с историей нашего края. Мы познакомились с историями образования гербов, их формой, цветом. Дети узнали значение каждой детали герба, значение каждого цвета на флагах. С детьми проводились такие игры, как «Дорисуй недостающий цвет флага».
Одновременно, я проводила беседы, задавая детям вопросы поискового характера: «Чем похожи гербы города и края», «Угадай, чего не хватает в гербе (флаге?)», «Найди ошибку в изображении герба (флага?)». Когда дети усвоили символику малой родины, мы перешли на символику России, знания о которой закрепляли на аналогичных играх, а также рассматривая документы, печати, монеты и т. д. С детьми мы ознакомились с их первым документом, в котором было записано их имя, отчество и фамилия.

Всю свою работу, стараюсь построить так, чтобы ребенок из пассивного, бездеятельного наблюдателя превращался в активного участника действия. В ходе всей работы учитываю право ребенка быть таким, каков он есть на самом деле, со всем набором его личностных качеств, сложившемся социальным опытом, запасом действенных знаний, умений, навыков.

Для закрепления представлений о праве ребенка на медицинскую помощь при рассмотрении темы «Семья», я подчеркнула, что родители заботятся о здоровье ребенка, оказывают первую помощь при заболевании; проводя занятие по знакомству с родным городом, упомянула о том, что наш город является курортом, в нем есть различные лечебные учреждения, в том числе для детей; одним из видов специального транспорта - машины скорой помощи; в детском саду и школе есть медицинский кабинет и врачи, которые следят за состоянием здоровья детей. Мы провели экскурсию в медицинский кабинет детского сада, где медсестра рассказала о своей работе. Закрепляя представления детей о своих правах, проводила занятии по другим разделам программы: развитию речи, изобразительной деятельности, конструированию и ручному труду и т. д.

Перед знакомством с правом на образование, я задала детям вопрос: «В какой бы школе, и с каким учителем, вы хотели бы учиться?». Получив ответы, я сделала для детей конкурс, который назвала «Школа моей мечты». Дети вместе с родителями составляли рассказы. В работе с детьми я проводила беседы на тему: «Моя семья», «Самый добрый человек». Эффективным является и наблюдение за детьми в сюжетно-ролевой игре «Семья», так как дошкольники в игровом взаимодействии воспроизводят типичные для их семей отношения и общение. Поведение детей, их действия, высказывания, экспрессия позволяет педагогу сделать вывод о характере внутрисемейных отношений.

Полученные результаты наглядно показали, что дети – дошкольники больше общаются с матерью, слушаются ее также больше, чем остальных членов семьи. Причем от младшего к старшему дошкольному возрасту укрепляется авторитет отца. Из обследования детей стало видно, что работа по охране прав детей дает положительные результаты, дети стали более внимательными по отношению друг к другу, легко идут на контакт со знакомыми взрослыми. Вместе с тем необходимо продолжать стремиться к такой организации жизни ребенка, которая бы соответствовала нормам и требованиям Конвенции. Важно предоставлять детям возможность реализовывать свои права, чтобы ребенок ощутил свою принадлежность к «родным корням» и приблизился к пониманию того, что он единица Вселенной.

Анализируя результаты своей работы, я сделала вывод: интересы ребенка связаны с семьей, игрой. Планируя работу по формированию правового сознания у детей, необходимо учесть эти моменты. Желательно, чтобы родители участвовали в процессе формирования правового сознания у детей. В дошкольном детстве ребенок приобретает основы личной культуры, соизмеримой с общечеловеческими духовными ценностями. Поэтому особое значение имеет формирование у детей основ правового сознания и таких качеств личности, как любовь к родным и близким, доброжелательность к окружающему, способность к сопереживанию.

Тип Размер Ссылка Название документа
154 Кб Скачать Конспект непосредственно образовательной деятельности (НОД) с детьми старшей группы
107 Кб Скачать Консультация для воспитателей по защите прав ребенка и правовому воспитанию
116 Кб Скачать Памятка для родителей по правовому воспитанию в детском саду
84 Кб Скачать Анкета для родителей
143 Кб Скачать Картотека игр

Мои достижения

За непродолжительную работу в детском саду я приняла участие в огромном количестве всероссийских и международных конкурсах. Дети моей группы от меня не отстают. Я этим горжусь. А ещё я с огромным удовольствием занимаюсь созданием учебных презентаций, интерактивных игр, презентаций к различным мероприятиям в детском саду: праздникам, выставкам, создаю портфолио своей группы. Ну и, конечно же, стараюсь подключать в эту работу своих коллег, занимаясь организацией внутрисетевых конкурсов в детском саду. Заслужила стать членом Ассоциации Воспитателей России.
Говорить можно много, лучше посмотрите: